Методы снижения токсичности отработавших газов автомобилей
Методы снижения токсичности отработавших газов автомобилей
Методы, используемые для снижения токсичности отработавших газов двигателей с искровым зажиганием, делятся на две основные категории: конструктивные методы и очистка отработавших газов. Основные промышленно развитые страны стремятся внедрить у себя (или уже приняли) строгие нормы предельной токсичности отработавших газов. Выполнение этих норм требует использования систем снижения токсичности, включающих трехкомпонентный каталитический нейтрализатор, который уже доказал свою эффективность в США, Европе и Японии
Экологические стандарты ЕВРО
Евростандарты вводятся ЕЭК (Европейской Экологической комиссией) ООН и регулируют нормы содержания оксида углерода (СО), оксидов азота (NO), углеводородов (СН), и других вредных веществ. Начиная с экологического стандарта ЕВРО1, введённого в 1992 году, нормы постепенно ужесточаются, при этом системы нейтрализации выхлопных газов должны соответствовать определённому экологическому классу (экологическим нормам автомобиля) в зависимости от срока его эксплуатации. Всего классов — 6, от 0-го до 6-го. Двигатели автомобилей, оснащённые катализаторами и полностью отвечающие экологическим стандартам ЕВРО, регулирующие содержание вредных примесей в выхлопных газах автомобилей и спецтехники нуждаются в применении многокомпонентных газоанализаторов, более точных и дорогих. Методики измерений одно- и многокомпонентными газоанализаторами автомобильных выхлопов несколько отличаются друг от друга.
Система разбавления отработавших газов
Наиболее распространенным методом сбора отработавших газов является процедура разбавления CVS (отбор проб при постоянном объеме). Впервые он был применен в США в 1972 году для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей. С тех пор метод несколько раз модифицировался. Метод CVS используется также в некоторых других странах, например, в Японии. С 1982 года этот метод применяется также в Европе. Таким образом, на сегодняшний день этот метод сбора отработавших газов признан во всем мире.
Цели
При использовании метода CVS анализ состава отработавших газов выполняется только после окончания испытаний. При этом должны быть выполнены следующие требования:
- Необходимо предотвратить конденсацию водяных паров, в противном случае будет иметь место потеря оксидов азота;
- Необходимо предотвратить возникновение в собранных отработавших газах вторичных реакций.
Принцип метода CVS
Метод CVS заключается в следующем. Отработавшие газы от испытуемого автомобиля смешиваются в смесителе Mix-T или в смесительном канале с наружным воздухом в соотношении от 1:5 до 1.10 и откачиваются при помощи специальной системы насосов таким образом, что общий объемный расход отработавших газов и воздуха остается постоянным. Следовательно, расход добавочного воздуха зависит от моментального объемного расхода отработавших газов. Из потока разбавленных ОГ в один или более мешков непрерывно отбираются репрезентативные пробы. Во время наполнения мешков объемный расход газа постоянен. Следовательно, концентрация токсичных веществ в мешке для сбора проб по окончании заполнения идентична среднему значению концентрации токсичных веществ в разбавленных отработавших газах во время процесса наполнения мешков.
Во время наполнения мешков отработавшими газами также отбирается проба воздуха, предназначенного для разбавления, для определения концентрации в нем токсичных веществ.
Отбор проб отработавших газов в мешки производится в соответствии с фазами испытательного цикла (например, фаза ht испытательного цикла FTP 75).
Массы токсичных веществ, произведенных во время испытаний, вычисляется, исходя из общего объема разбавленных отработавших газов и концентраций токсичных веществ в собранных отработавших газах и воздухе разбавления.
Системы разбавления газов
Для получения постоянного объемного расхода разбавленных отработавших газов существуют два альтернативных метода:
- Метод PDP (объемный насос): используется роторно-поршневой вентилятор (воздуходувка Рутса);
- Метод CFV (критический расход Вентури): в критическом состоянии используются трубка Вентури и стандартная воздуходувка.
Усовершенствования метода CVS
Разбавление отработавших газов вызывает снижение концентраций в них токсичных веществ, зависящее от степени разбавления. Концентрации некоторых токсичных веществ (в особенности углеводородных соединений) в разбавленных отработавших газах в некоторых фазах испытаний сравнимы с концентрациями в воздухе разбавления (или ниже), поскольку за последние годы содержание токсичных веществ в выбросах было значительно снижено в связи с введением в действие все более строгих норм. Это представляет собой проблему с точки зрения технологии измерений, поскольку разность двух значений имеет большое значение для определения количества выбросов. Еще одной проблемой является точность измерительной аппаратуры.
Решить указанные проблемы могут помочь следующие меры:
- Снижение степени разбавления; при этом требуется принять меры к предотвращению образования конденсата, например, нагрева тех или иных секций системы разбавления отработавших газов, или осушения и нагрева воздуха разбавления (на автомобилях с бензиновыми двигателями);
- Снижение и стабилизация концентраций токсичных веществ в воздухе разбавления, например, при помощи фильтров на основе активированного угля;
- Оптимизация измерительной аппаратуры (включая системы разбавления), например, путем правильного выбора или предварительного кондиционирования материалов, надлежащей настройки системы или использования современной электронной контрольно-измерительной аппаратуры;
- Оптимизация процессов, например, посредством специальных процедур продувки.
Система разбавления газов Bag Mini Diluter
В качестве альтернативы для технологии CVS в США была разработана система разбавления отработавших газов нового типа под названием Bag Mini Diluter (BMD). Здесь часть потока отработавших газов разбавляется с постоянным соотношением сухим, нагретым и не содержащим токсичных веществ «нулевым газом», например, очищенным воздухом. Во время испытаний часть потока этих разбавленных отработавших газов собирается в мешки для отбора проб. По окончании испытаний выполняется анализ собранных проб.
В ходе этой процедуры разбавление отработавших газов производится не содержащим токсичных веществ «нулевым газом» Использование для разбавления очищенного от токсичных веществ газа имеет целью избежать необходимости в учете концентраций токсичных веществ в воздухе разбавления. Однако, по сравнению с методом CVS это требует более сложной процедуры, например, одними из требования являются определение объемного расхода (неразбавленных) отработавших газов и пропорциональный отбор проб.
Виды автомобильных газоанализаторов
Для изучения состава выхлопных газов автомобиля используются современные газоанализаторы, которые могут быть двух типов:
- Ручные. Применяются в условиях химической абсорбции, оптимальное количество газа определяется путём прохождения веществ сквозь реагенты.
- Автоматические. Замеры осуществляются с помощью физико-химических характеристик. Возникшая реакция позволяет вычислить объём и давление токсических соединений в газовой смеси.
В зависимости от условий использования приборы для анализа газовой смеси машины бывают следующих видов:
- Стационарные. Применяются на больших предприятиях.
- Переносные. Применяются с целью диагностики вне помещения.
- Транспортируемые. Предназначены для передвижных лабораторий.
- Блочно-модульные. Не имеют конкретного места применения, перемещаются на специальных тележках.
С учётом измеряемого количества обнаруженных в газовой смеси веществ автомобильные газоанализаторы бывают однокомпонентные и многокомпонентные. Вторые в свою очередь делятся на 2, 3, 4, и 5 – компонентные. Анализ состава выхлопных газов транспортных средств чаще всего осуществляется 4 или 5-компонентным автоматическим прибором переносного типа.
См. также
Статьи
Влияние выхлопных газов на здоровье человека
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Отработавшие газы» в других словарях:
ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ — смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива (проект федерального закона Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта . ) EdwART. Термины и определения по охране… … Экологический словарь
отработавшие газы (ОГ) — отработавшие газы (ОГ): Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ — Смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
отработавшие газы — 3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Отработавшие газы — образуются при сгорании топлива в двигателях внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). В составе О. г. содержится ряд токсичных компонентов (например, CO, NO2). Содержание CO в О. г. карбюраторных двигателей колеблется от … Большая советская энциклопедия
Отработавшие газы двигателя — смесь газов с примесью взвешенных частиц, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
отработавшие газы двигателя автомобиля — отработавшие газы Ндп. выпускные газы выхлопные газы отработанные газы отходящие газы Смесь газов с примесью взвешенных частиц, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя автомобиля. [ГОСТ 17.2.1.02 76] Недопустимые, нерекомендуемые… … Справочник технического переводчика
Отработавшие газы двигателя автомобиля — Отработавшие газы двигателя смесь газов с примесью взвешенных частиц, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 26.11.2001 N 53 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ… … Официальная терминология
Отработавшие газы двигателя автомобиля — 6. Отработавшие газы двигателя автомобиля* Отработавшие газы Ндп. Выпускные газы Выхлопные газы Отработанные газы Отходящие газы D. Abgas E. Exhaust gases F. Gaz d échappement Смесь газов с примесью взвешенных частиц, удаляемая из цилиндров или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
сухие отработавшие газы — 3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Почему не работает рециркуляции отработанных газов?
Существует несколько причины выхода из строя системы рециркуляции выхлопа:
- Использование неочищенного топлива низкого качества. Нагар, который образуетcя от некачественного топлива портит клапан ERG уже через 20 тыс. км пробега.
- Неправильно настроенная система зажигания тоже образует излишний нагар с теми же последствиями.
- Попадание масла в выхлопные газы из-за износа поршневой, маслосъемных колпачков, других проблем с двигателем.
- Неисправности в электронике, сбой в работе ЭБУ.
- Превышение допустимого уровня масла в двигателе или износ топливных форсунок.
- Износ клапана, который нужно менять или чистить после пробега 60-80 тысяч километров.
С должным вниманием
Как бы банально это ни звучало, необходимо следить за своим автомобилем в прямом смысле слова. Доступность автосервисов и продлeнная гарантия — прекрасная помощь, но не панацея. Буквально 5-7 минут, которые вы потратите перед поездкой, могут сохранить не только ваше деньги, но и время, проведeнное в сервисе или без любимого авто.
Проверили жидкости, протeрли стeкла, посмотрели на давление в шинах. За это время и автомобиль прогреется — самое время смотреть на цвет выхлопа!