Taxivsamare.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конец газового рабства. Семь главных фактов об открытом рынке газа для населения

Конец газового рабства. Семь главных фактов об открытом рынке газа для населения

Конец газового рабства. Семь главных фактов об открытом рынке газа для населения - Фото

В Украине запустили рынок газа для населения: что это значит?

1 августа в Украине начал работать рынок газа для населения. Это означает, что государство ввело принципиально новый подход к продаже газа для домохозяйств, а сами украинцы – могут свободно менять газового поставщика.

Долгие годы цены на газ в Украине регулировал Кабинет министров через НАК Нафтогаз Украины. Сначала компания продавала газ так называемым облгаззбутам, которые затем поставляли топливо с наценкой домохозяйствам и промышленным потребителям.

Но в октябре 2015 году в Украине состоялся первый этап газовой реформы, в результате чего государство отказалось от регулирования цен на газ для промышленности. Еще одна особенность реформы – разделение облгазсбытов на операторов газовых сетей и так называемые газсбыты, которым перешла эстафета монопольно поставлять газ населению.

Формула определения цены на газ для домохозяйств менялась неоднократно. Последнюю Кабмин ввел в январе 2020 года. Им правительство фактически привязал цены на газ для украинцев к спотовым котировкам на нидерландском хабе TTF.

За основу бралась средняя арифметическая стоимость топлива на хабе за 22 календарных дня, в которую затем добавлялась цена транспортировки. На основании правительственной формулы Нафтогаз высчитывал цены на газ для «сбытов», а дальше к ней добавлялась еще 2,5% наценка за поставку.

Эта сложная схема государственной поддержки действовала еще недавно. С 1 августа цены на газ для населения, как и с 2015 года для промышленности, определяет рынок. Газовые поставщики теперь сами вправе решать, за сколько продавать газ потребителю, а Нафтогаз – больше не должен продавать газ населению через газсбыты.

Справедливую конкуренцию на рынке должен контролировать Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). За тем, насколько добросовестно поставщики газа и облгазы выполняют свои лицензионные условия, будет следить Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Зачем вообще было что-то менять?

Де-факто, украинский рынок газа для домохозяйств не конкурентен с большой долей у одной группы компаний РГК Дмитрия Фирташа. И исправить ситуацию без отмены «льготных» цен для населения невозможно, говорят газовые трейдеры.

Согласно данным Нацкомиссии по тарифам, в 2019 году населению поставляло газ всего 37 компаний. Около 20 из них – газсбыты, которые входят в структуру собственности группы Фирташа.

Низкая конкуренция лишает потребителей многих рыночных преимуществ, а иногда – даже играет с ними злую шутку. Один из ярко выраженных примеров – доначисления населению лишних кубометров газа в качестве «температурных коэффициентов» через аффилированные облгазы.

Эти коэффициенты газсбыты якобы используют, чтобы компенсировать свои потери при поставках газа в зимний период. По их версии, при низкой температуре газ в трубопроводе сжимается настолько, что потребитель в результате использует больше, чем фиксирует счетчик.

Однако с этой практикой согласны далеко не все, в том числе и сами потребители. Например, НКРЭКУ, Кабмин и АМКУ неоднократно называли такие действия незаконными. В 2019 году за «температурные коэффициенты» комитет оштрафовал газсбыты на 278 млн грн.

На сегодняшний день вопрос применения к бытовым потребителям газа «температурных коэффициентов» рассматривает Верховный Суд.

Нафтогаз теперь может непосредственно продавать газ на нужды населения.

До 1 августа Нафтогаз в рамках возложенных на него обязанностей Кабмином, должен был продавать газ сбыта на нужды населения. Последние выступали гарантом бесперебойных поставок газа домохозяйствам в каждой области Украины.

Но эта обязанность была отменена. Значит ли это, что население может остаться без газа? Вряд ли. Нафтогаз уверяет, что с 1 августа изменения в привычных торгах будут минимальными: продавать газ обещают всем, кто продает газ населению и обратился в компанию, но уже на «коммерческих условиях». НАК, в частности, предлагает всем поставщикам как годовые так и месячные контракты с возможностью покупать газ по фиксированной цене и оплате частями.

В случае экстренных ситуаций, например, если газсбыт обанкротится или потеряет лицензию, его потребителей подхватит так называемый Поставщик последней надежды (ПОН). Его роль, как минимум, до 2023 года будет выполнять Нафтогаз.

ПОН – не является постоянным поставщиком. Он будет поставлять газ потребителю до 60 календарных дней – за это время клиент должен найти для себя нового поставщика. Цены на газ ПОН будет просматривать ежемесячно в соответствии с утвержденной правительством формулы и нулевой наценкой. В июле цена на газ от ПОН составляла 2711 грн за тысячу кубометров.

Что значит для потребителя конец монополии газсбытов?

Преимущества конкуренции лучше всего демонстрирует рынок для промышленных потребителей, где работает около 700 поставщиков газа. Этот сегмент рынка с 2015 года работает без государственного регулирования – за потребителя здесь конкурируют как малые, так и крупные газовые трейдеры, вроде Нафтогаза, Егаза и других компаний.

По данным газового трейдера ETG.ua, на сегодня емкость газового рынка для населения – 8 млрд кубометров в год. Этот пирог делят между собой 12,5 млн потребителей, часть из которых готовы сменить поставщика уже в ближайший отопительный сезон.

К зиме, по оценке игроков рынка, доля потребителей, изменивших газового поставщика может быть в пределах от 5 до 10%, но уже через 3-5 лет, когда рынок станет более конкурентным и сервисным, эта цифра вырастет до 30%. Уже сегодня новые поставщики получают сотни заявок на присоединение от потребителей.

Читать еще:  Регулировка приклада бенелли проставками

Сколько конкретно поставщиков газа для населения появится с 1 августа, пока неизвестно. Ожидается, что уже к ближайшей зиме на рынок могут выйти от пяти до семи новых игроков, которые создадут конкуренцию уже привычным для украинцев газсбытов. Но пока официально о планах увеличить долю присутствия на рынке объявили только Нафтогаз Егаз, YASNO (ДТЭК) и ETG.ua. Суммарно поставлять газ населению готовы около 50 компаний, говорят в Нафтогазе.

Что это даст потребителю?

В перспективе активная конкуренция откроет для населения множество возможностей, которых он был лишен еще при старой модели газового рынка. Домохозяйства, например, смогут выбирать для себя поставщиков с удобным сервисом, выгодными предложениями или участвовать в акциях наподобие тех, что делают провайдеры интернет-услуг и мобильные операторы.

Какие предложения для населения готовят поставщики газа?

Поставщики начали готовиться к запуску нового рынка заранее. Времени для создания новых предложений у них было достаточно: Кабмин переносил дату запуска рынка для населения пять раз, два из которых только в этом году: с 1 мая по 1 июля, а затем – и к 1 августа.

Например, ETG.ua и YASNO планируют делать ставку на сервис и цифровизацию взаимоотношений с потребителем, предлагать клиентам возможность покупать газ оптом или по фиксированной цене в месяц или квартал.

Нафтогаз же, как крупнейший добытчик газа в стране, планирует делать ставку не только на сервис, но и на цены. Вероятно, именно он станет ценовым индикатором, на который будут равняться все остальные поставщики.

Хочу изменить газового поставщика, как это сделать?

Еще недавно изменить газового поставщика в Украине было очень сложно. На это уходило от 20 до 150 дней при условии, что у потребителя нет долгов за потребленный газ. В ином случае – он должен был оплатить все долги и только потом – идти к другому поставщику.

Фактически сложная бюрократия только усложняла процесс смены газового провайдера. По данным Нафтогаза, с 2015 года, когда впервые в Украине появилась возможность менять газового поставщика, по состоянию на июль 2020 от газсбытов ушло всего 300 человек.

Но с июля ситуация изменилась. В июне НКРЭКУ упростила требования, чтобы сменить газового провайдера для домохозяйств.

С 1 июля, чтобы отказаться от действующего поставщика газа, потребитель должен подать будущем трейдеру всего несколько документов: заявление на присоединение, паспорт, идентификационный налоговый номер, последнюю платежку за газ и свидетельство о праве собственности на жилье или доверенность.

Все остальное сделает новый поставщик и переход произойдет автоматически.

А что будет с ценами на газ?

В перспективе цена газ для населения будет меняться в зависимости от спроса и предложения. Традиционно зимой спрос растет, из-за чего тарифы на газ идут вверх пропорционально росту потребления. Но уже летом, когда спрос минимальный – цены снова откатываются назад.

Косвенно о потенциальном росте цен в ближайшем будущем говорят последние данные Нафтогаза. В июле, согласно расчетам компании, один кубометр газа для населения подорожал на 7% по сравнению с июнем, до 2,3 грн (без стоимости доставки и наценки поставщика).

Это первое повышение цен на газ в Украине, после 51% падения с начала года. Однако говорить о резком росте цены не стоит. Этот сценарий Украине не грозит, как минимум, из-за рекордных 21 млрд кубических метров газа, накопленных в подземных хранилищах. К октябрю накопленный объем может достичь 26 млрд кубов.

Этих запасов, по данным Нафтогаза, достаточно, чтобы сохранить цены на газ в стране на относительно низком уровне даже в разгар отопительного сезона. Разница в стоимости по сравнению с предыдущим зимним сезоном, по прогнозам компании, может составить от «минус» 20 до «минус» 30%.

Данный материал подготовлен в рамках партнерского проекта ProГаз, при поддержке Федерації роботодавців нафтогазової галузі

Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные Федеральной антимонопольной службой России

В целях развития рыночных принципов ценообразования ПАО «Газпром» участвует в организованных торгах газом на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2020 году объем поставки газа по результатам заключенных ПАО «Газпром» сделок на АО «СПбМТСБ» составил 12,5 млрд куб. м.

Что еще регулирует закон?

Согласно тексту закона, если новый собственник объекта недвижимости не имеет права получить участок земли в постоянное пользование, он должен подать ходатайство в органы власти.

Если покупается только часть недвижимого объекта, то владелец этой части имеет право не на всю землю, а только на необходимую для этого часть. Договориться об этом он должен с постоянным землепользователем.

Теперь отдельного договора купли-продажи земли заключать не нужно, в новом соглашении о приобретении имущества будут оговорены и земельные вопросы.

Если же покупается незавершенный объект строительства, то право собственности или пользования земельным участком возникает только тогда, когда права на такой объект уже зарегистрированы.

Читать еще:  Регулировка газового оборудования на автомобили газ

К сожалению, Закон №1174-IX не регулирует вопрос дальнейшей судьбы земли, если у ее предыдущего владельца не было на нее соответствующих прав или он не зарегистрировал право пользования.

А также писали об итогах первых трех месяцев работы рынка земли и стоимости одного надела.

Комплексные исследования рынка ипотеки и жилья. Мы отслеживаем ключевые показатели, активность участников и прогнозируем развитие рынка.

ДОМ.РФ проводит предварительную оценку рынка ипотечного кредитования за недели до выхода официальной статистики ЦБ.

Анализ развития конкурентной среды на рынке ипотечного кредитования на 29 октября 2021 г.

Конкурентный анализ — 2021 г.

Топ-20 ипотечных банков в III квартале 2021 года

Ипотечный рейтинг — 2021 г.

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Государство и рынок — как государство регулирует телеком

Рынок связи в России долгое время был близок к идеальному невидимая рука во многом регулировала его состояние, а государство выполняло классическую роль создателя правил и судьи в спорных вопросах. Был выбран действенный механизм распределения и использования частот, доступности объектов для размещения инфраструктуры связи и т.д. Однако сегодня власти реализуют и обсуждают сразу несколько предложений, которые тревожат бизнес, а ключевой вопрос для долгосрочного развития рынка — с частотами 5G — не удается решить уже несколько лет. Как сейчас строятся взаимоотношения телекоммуникационных компаний и государства, на какой стадии реализации находятся самые громкие инициативы и чем власти смогли помочь операторам во время пандемии — обо всем этом читайте в нашем обзоре.

Государство поддержало телеком регуляторно, но не финансово

По данным Content Review, пандемия обошлась российским мобильным операторам в 30 млрд рублей эта сумма включает в себя как прямые убытки, так и непредвиденные расходы. Больше всех пострадали операторская розница (расходы в 12 млрд рублей) и роуминговая выручка, которая стоила телекому 9 млрд. Однако текущая ситуация не нанесла отрасли непоправимый удар, успокаивает гендиректор агентства «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов по крайней мере у крупнейших игроков рынка хороший запас прочности. В среднесрочной перспективе отрасль связи не выглядит так, будто ей что-то угрожает, согласен технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков: «Однако маржа основного операторского сервиса — предоставления доступа к интернет-ресурсам — невелика, в районе 8%, и основной риск в том, что инициативы регулирования отрасли эту маржу могут исчерпать».

В конце апреля Минэкономразвития предложило правительству 15 мер поддержки телекоммуникационных и ИT-компаний. Предприятия пострадали от системного кризиса; при этом они вносят решающий вклад в сохранение работоспособности экономики и предоставляют жизненно необходимые сервисы для бизнеса и граждан, говорится в письме министерства, на которое ссылались «Ведомости».

Читать еще:  Ремонт и регулировка переднего моста уаз 3303

Пандемия обошлась российским телеком-операторам в

Чтобы помочь операторам, министерство предлагало отсрочить уплату налога на прибыль и страховые взносы до конца года, упростить процедуру ввоза радиоэлектронных средств (РЭС) и их перерегистрацию и т.д. Освободившиеся средства компании должны были направить на модернизацию инфраструктуры. Исходя из специфики отрасли, операторы должны инвестировать в инфраструктуру около 20% от выручки, рассказывает представитель «Эр-Телекома», работающей под брендом «Дом.ru»: «До середины 2010-х был всплеск инвестиционной привлекательности телекома, но сейчас вложения в инфраструктуру регулярно снижаются, а рост спроса на телеком-услуги в период пандемии во многом исчерпал накопленные резервы».

Однако большинство предложений о поддержке отрасли правительство отклонило, одобрив лишь несколько регуляторных мер. Самая значимая из них перенос требований к емкости хранилищ по «закону Яровой».

Минэкономразвития предложило 15 мер поддержки телекома и ИT, однако большинство из них было отклонено правительством.

«Закон Яровой» временно откладывается

Так называемый «закон Яровой» это поправки к федеральному закону ФЗ-374 «О противодействии терроризму», предложенные депутатом Ириной Яровой и вступившие в силу 1 июля 2018 г. По ним, все операторы связи и интернет-провайдеры обязаны хранить телефонные разговоры и переписку пользователей шесть месяцев, а сообщения, передаваемые через интернет, — 30 дней. Кроме того, по закону операторы обязаны в течение пяти лет ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15%, что требует дополнительных инвестиций в помещения, оборудование и сотрудников.

Для хранения этих данных операторы, в частности, закупают у совместного предприятия «Ростеха» и «Ростелекома» программно-аппаратный комплекс «Купол». По словам индустриального директора радиоэлектронного кластера «Ростеха» Сергея Сахненко, после начала действия закона и на конец 2019 г. операторы потратили на закупку «Купола» около 10 млрд рублей. Телекоммуникационные компании ранее неоднократно оценивали свои расходы на исполнение поправок в десятки миллиардов рублей: «МТС» говорила о потенциальных 50 млрд рублей в течение пяти лет, «МегаФон» — о 40 млрд, «Вымпелком» — о 45 млрд.

Операторы закономерно перекладывают часть расходов на потребителей. Так, тарифы на домашний интернет и телевидение в этом году могут подорожать на 10-15%, указывали в конце июля эксперты TelecomDaily вместе с аналитическим агентством iKS-Consulting. По словам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, один из ключевых факторов роста тарифов — увеличивающиеся расходы на исполнение «закона Яровой». Важно помнить, что ежегодно трафик, скачиваемый абонентами, удваивается, а значит, повышение стоимостных характеристик на связь будет происходить не единоразово, а каждый год, добавляет он.

В апреле стало известно, что Минкомсвязи предложило отложить требование к емкости хранилищ как одно из наиболее затратных для бизнеса предприятий, чтобы помочь операторам пережить кризис из-за коронавируса. Первый зампред правительства Андрей Белоусов согласился перенести их на год.

Все ресурсы и возможности, которые оператор может задействовать, направлены на ликвидацию последствий Covid-2019, рассказывает руководитель практики КПМГ по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций Николай Легкодимов: «Логично, что государство дает компаниям возможность сконцентрироваться на насущных проблемах и отложить шаги по “закону Яровой” на более поздний период».

Операторы оценивают расходы на исполнение «закона Яровой» в течение 5 лет в среднем в

Частоты для 5G пока не нашли

По федеральному проекту «Информационная инфраструктура», еще во втором квартале 2020 г. государство должно было утвердить концепцию развития сетей 5G. Но Минкомсвязи до сих пор не смогло это сделать, так как власти никак не разрешат спор вокруг частот диапазона 3,4–3,8 ГГц, который, по мнению сотовых операторов, является приоритетным для развития новой сети. Сегодня в указанной части спектра работают средства силовых ведомств и спутниковых операторов, которые не готовы их уступать. При этом уже к 2024 г., согласно национальному проекту «Цифровая экономика», связь пятого поколения должна охватить все регионы страны.

Операторы несколько лет проводят испытания, строят тестовые зоны, а «МТС» даже первой в России получила лицензию на создание сети 5G. Но эта лицензия касается частот диапазона 24,25–24,65 ГГц, который дает максимальную полосу пропускания только на небольших расстояниях (около полутора километров в зоне прямой видимости — и менее, если сигнал должен проходить сквозь объекты). Подобные сети можно использовать для публичных мероприятий, концертов, стадионов и экспоцентров, перечисляет Артем Гавриченков: «Без выделения операторам частот в диапазоне 3,4–3,8 ГГц полноценного 5G можно не ждать. А эта битва еще не завершена».

Позиция правительства регулярно меняется, говорит Константин Анкилов. Текущая идея — выделить частоты совместному предприятию, в которое войдут действующие федеральные операторы связи и, возможно, государство. Но остаются нерешенными следующие вопросы: все ли федеральные операторы смогут участвовать в таком СП, в каком формате будет в нем участвовать государство, какова его роль. «Неопределенность задерживает внедрение 5G. Это вопрос точно не этого года», — считает он. По мнению источников «Коммерсанта», в лучшем случае нужный диапазон операторам удастся получить только в 2023 г.

К 2024 г., согласно национальному проекту «Цифровая экономика», связь пятого поколения должна охватить все регионы страны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector