Taxivsamare.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё про водяной насос (помпу) системы охлаждения

Smiley face

Автомобильный водяной насос, он же помпа, предназначен для обеспечения принудительной циркуляции антифриза в системе охлаждения – от двигателя к радиатору и обратно. Для адекватного охлаждения мотора используется не только искусственная конвекция, но и дополнительный обдув радиатора с помощью вентилятора. Остановка водяного насоса замедлит движение антифриза до такой степени, что двигатель перегреется в считаные минуты (особенно если поломка произошла в жару).

Принцип действия водяного насоса – перекачка жидкости за счет использования центробежной силы: в рабочую камеру поступает антифриз и вращающаяся крыльчатка перекачивает его в отводящий патрубок.

Smiley face

Система охлаждения двигателя

Если рассматривать схему движения охлаждающей жидкости, то водяной насос располагается после радиатора перед двигателем. Такое решение позволяет не подвергать механизм насоса высоким температурам: антифриз в него поступает уже охлажденным.

Конструкция водяной помпы

Устройство помпы в большинстве автомобилей очень похожее, особенно это касается отечественных машин. И искать, где находится помпа, долго тоже не придется, так как она приводится в действие ремнем ГРМ и располагается возле радиатора.

Конструктивно помпа выглядит следующим образом: в крышке крепится вал. На него насажена крыльчатка, движение которой инициирует перемещение жидкости в системе. С другой стороны вала монтируется приводной шкив, и в некоторых моделях автомобилей еще вентилятором. Через ремень ГРМ и приводной шкив на вал передается энергия вращения двигателя, вал приводит в действие крыльчатку и вся система работает.

Схема устройства помпы

Между корпусом и крыльчаткой монтируется сальник, с износом которого связаны многие проблемы помп. Если этот сальник плохой, антифриз или тосол постепенно просачивается в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Из-за этого подшипники начинают работать гораздо громче и быстро изнашиваются, что ведет к заклиниванию помпы.

Двигатель новой модификации 21116

Благодаря стараниям сотрудников научно-технического центра ОАО Автоваз в свет вышла новая модификация 8-ми клапанного двигателя объемом 1,6 литра. Это двигатель 21116. Инженеры пошли тем же путем, что и в случае с двигателем 21126 для лады «Приора» — облегчили шатунно-поршневую группу на 39%. Благодаря этому, новый двигатель имеет увеличенный крутящий момент на всей внешней скоростной характеристике со 120 Нм до 140 Нм! Мощность выросла с 59,5 до 64 кВт. Помимо мощностных характеристик есть несколько других положительных моментов — за счет уменьшения механических потерь удалось снизить такие негативные явления как шум и вибрацию при работе, а также повысился ресурс не менее чем на 20000 км.
Теперь немного заглянем глубже.
Двигатель 21116 четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, верхним расположением распределительного вала. Шатунно-поршневая группа устанавливается производства фирмы Federal Mogul. Из нововведений — масляные форсунки для более интенсивного охлаждения поршней. Несколько был изменен и привод ГРМ, вследствие чего пришлось применить новые дистанционные шайбы на коленвале, новый зубчатый шкив, автоматический натяжитель ремня и некоторые другие детали.
Система зажигания тоже не осталась в стороне — теперь в ней отсутствуют катушки зажигания, хотя в целом она соответствует таковой двигателя 21114.
система охлаждения с разбрызгиванием и находится под давлением, с принудительной циркуляцией, здесь новшеств не выявлено.

Читать еще:  Регулировка и чистка карбюратора культиватора техас

Данный силовой агрегат уже сейчас начинают устанавливать на некоторые автомобили Лада «Калина» и Лада «Приора».

В ближайшем будущем можно будет в полной мере оценить новую модернизацию двигателя, когда Лада Гранта появится в свободной продаже.

Регулировка ремня на составном шкиве

Снимите гайку или гайки, которые скрепляют части шкива.

Уберите переднюю деталь, снимите или установите шайбы так, чтобы сузить или расширить зазор между частями шкива.

При сужении зазора ремень отодвигается от центра к плечам шкива и натягивается. При расширении зазора ремень пододвигается к центру, и натяжение ослабевает.

Снимите переднюю деталь и убедите одну шайбу, чтобы натянуть ремень. Если вам необходимо ослабить натяжение, добавьте одну шайбу.

Постарайтесь не зажать ремень между деталями шкива при обратной сборке.

Установите переднюю деталь шкива и закрепите ее гайкой.

Немного затяните гайку, поверните двигатель на треть оборота, снова затяните ее и т.д. до тех пор, пока детали не сомкнутся достаточно плотно.

После этого проверьте натяжение ремня.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Поиск качественных запчастей – это всегда квест. А не за сумасшедшие деньги – это ещё и боль, и тлен, и депрессия, и безысходность. К сожалению, наш рынок завален всякой дрянью, отчего покупка новой запчасти ещё не гарантирует решение проблемы. И традиционно чаще других ругают запчасти на наши Лады. Мол, для них ничего качественного вообще не найти, и если нужна хорошая деталька, то нужно ехать в Тольятти и что-то незаметно скрутить у машины, стоящей на конвейере. Тогда, может быть, и повезёт. Что сказать… Зерно правды тут есть, но давайте всё-таки проверим своими глазами и руками: может ли из трёх одинаковых запчастей хотя бы одна быть хорошего качества? Для примера возьмём деталь, которую в цивилизованном мире считают «расходником», а у нас даже иногда пытаются отремонтировать – водяную помпу.

Немного истории

Начнём с коротенького напоминания о том, что такое помпа (или водяной насос), с какого перепугу она «водяная», если в системе охлаждения давно плещется антифриз, и почему её иногда приходится менять.

В самом начале существования автомобилей система охлаждения была элементарной – открытой. И никаких помп там не было, система была термосифонной: горячая вода по всем законам физики поднималась наверх, холодная текла вниз, всё это потихоньку циркулировало, и все были счастливы. Счастливы, да не очень, потому что расход воды был огромен. Из-за того что воду просто заливали в открытый бачок, она очень активно испарялась. Поэтому был предпринят логичный шаг: сделать водяную систему охлаждения закрытой. Вода в ней испаряться быстро не может, а значит, её и не надо постоянно доливать. И ещё надо было изобрести радиатор, потому что обычный змеевик, который использовали в самом конце XlX века, был недостаточно эффективным. Первое время он со своей работой в закрытой системе справлялся, но претензии к нему оставались. Тем более что система так и оставалась термосифонной – без водяного насоса.

Только в самом начале XX века появилась та самая деталь, которая придала системе практически современный вид – помпа. Она же – водяной насос. Задача водяного насоса была не сложной, но очень ответственной: гонять воду внутри замкнутого контура. Поэтому насос и назывался водяным, так как ничего, кроме воды, в системах охлаждения тогда не было. А поскольку по своей сути это обычный насос (как правило, центробежный), то название так и сохранилось: водяной насос. Я для краткости буду называть его помпой.

Читать еще:  Воздушное кольцо на экструдера регулировка

Со временем насосы стали разнообразнее. Некоторые «научились» слушать команды ЭБУ, но большинство бюджетных автомобилей с простыми моторами так и ездят с довольно примитивными насосами. Как правило, их вполне хватает.

Что и как?

Итак, задача помпы нам понятна: заставить охлаждающую жидкость циркулировать в системе охлаждения. Делает она это довольно просто: крыльчатка прогоняет поток антифриза из радиатора к блоку. Привод у помпы может быть разным, но наиболее популярный – ремнём. Чаще всего – ремнём ГРМ, но иногда её крутит поликлиновый ремень допагрегатов.

Теоретически это довольно надёжный узел. Но всё-таки его периодически приходится менять. Как и любой другой механизм с сальниками и подшипниками, он со временем изнашивается. В лучшем случае помпа начинает немного протекать, в худшем… Тут варианты разные. Износ подшипников приводит сначала к неприятному писку, который чаще всего очень хорошо слышен на холодном моторе, но исчезает по мере прогрева. Если на него никак не реагировать, помпа может заклинить. А это уже печально, потому что в случае привода помпы ремнём ГРМ у последнего обычно срезает зубья, что частенько приводит к встрече клапанов и поршней на «втыковых» моторах.

Если же помпу приводит в действие ремень допагрегатов, последствия тоже могут быть нехорошими. Например, бывает, что из-за подклинивания помпы мотор просто глохнет на холостых оборотах – уж больно сильно она хватает его за ремень, который, само собой, вращается шкивом коленвала. Особенно обидно, что компьютерная диагностика в этом случае ничего не покажет: никаких ошибок в моторе, его системах и датчиках нет. А он всё равно глохнет.

Другой неприятный сценарий поломки – это выход из строя лопастей крыльчатки. Такое бывает по разным причинам. Если лопасти металлические, то они со временем корродируют. Правда, в этом процессе часто виноваты владельцы автомобилей, которые забывают, что антифриз надо хотя бы раз в десятилетие заменить и не стоит лить в систему охлаждения тут жижу, которую на рынке «по-братски» отдают за сто рублей. В здоровом антифризе – здоровая помпа, так сказать.

Пластиковые крыльчатки просто изнашиваются. А если они сделаны шаловливыми ручками барыги из подпольного цеха, то изнашиваются очень быстро, вызывая недоумение только что установившего такую помпу автовладельца.

В случае износа крыльчатки симптомы поломки будут такими, будто помпы вообще нет: мотор греется, а в запущенных случаях может и «запарить». Чтобы убедиться, что виновата именно помпа, подойдёт способ, который как раз и стал популярным у владельцев ВАЗов: на прогретом моторе пережать рукой патрубок, идущий от радиатора. Если в нём давления нет, помпа мертва.

Читать еще:  Как регулировать ток на сварочном аппарате переменного тока

При остальных поломках работы будет больше. Придётся хотя бы осмотреть помпу. Если она в антифризе, её тоже придётся заменить. Кроме того, нужно убедиться, что она стоит ровно. Если подшипники в ней уже погибли, шкив может стоять немного несоосно. Такое же бывает, если какой-то не очень порядочный мастер приляпал новую помпу к грязной привалочной поверхности. К сожалению, в нашем несовершенном мире, где поёт Feduk и снимается Кристина Асмус, такие вещи встречаются регулярно.

Кстати, если помпа протекает, можно почувствовать запах антифриза. Он настолько специфически-сладкий, что не узнать его невозможно.

Прежде чем разбирать помпы и смотреть их нутро, скажу ещё одну вещь: часто помпы помирают из-за всяких стоп-течей, которые заливают в машины с дырявыми радиаторами. Риск – дело, конечно, благородное, но не всегда разумное.

Трое из ларца

Перед нами три помпы. Ради интереса взяли именно эти: оригинальную помпу от АвтоВАЗа (21120130701082), малоизвестную продукцию G-Part (2112-1307010) и наиболее доступный китайский насос фирмы Gallant. Все они подходят на ВАЗ 2110, 2111 и 2112 с 16-клапанным мотором. Давайте посмотрим, что это за насосы. Начнём с оригинала. Как-никак, а это должен быть эталон, и все остальные насосы должны ему завидовать.

Основные неисправности

Неисправный водяной насос может принести немало бед для владельца своего автомобиля, поскольку нарушается система циркуляции охлаждающей жидкости, что ведет к перегреву мотора. Таким образом, нужно знать и понимать, как определить неисправность помпы, а также вовремя заменить деталь.

Стоит отметить, что большинство современных автомобилей оснащены неразборными помпами. Поскольку стоимость детали низкая, и нет смысла проводить переборку элемента. В таких странах, как США и Германия, такой элемент, как водяной насос системы охлаждения считается расходным материалом.

Итак, как распознать неисправность водяного насоса:

  • При запуске двигателя на холодную слышен глухой звук с подкапотного пространства. Стоит отметить, что это может быть связано с другими неисправностями, такими как генератор или приводной ремень.
  • Из-под шкива помпы видны подтеки охлаждающей жидкости. Это означает, что появился люфт между валом и корпусом, или износился резиновый уплотнитель.
  • При проведении диагностики слышен люфт подшипника водяного насоса, но не видно подтеков охлаждающей жидкости. В данном случае, если помпа разборная достаточно заменить подшипник, если нет — придется менять весь элемент.

Сравнение помпы новой и старой

Расположение элемента в конструкции автомобиля

Чтобы быстро и правильно установить новый ремень, необходимо иметь схему того, как эта запчасть должна огибать ролики и шкивы. Подробное изображение можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля. Владельцам машины этой марки рекомендуется постоянно иметь с собой не только запасную деталь, но и наглядное пояснение.

В двигателе 409 с кондиционером ремень генератора расположен так, что для его снятия достаточно отжать натяжные ролики. Снимать вентилятор или диффузор не потребуется. Старую деталь можно протащить между ними, осторожно вращая.

По такой же схеме устанавливается новая запчасть. При этом нужно сначала обвести ремень вокруг всех роликов и только на последнем этапе накидывать на генератор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector