Регулировка топливного насоса двигателя ямз 236
Разновидности топливных насосов высокого давления
У ТНВД с прямым способом впрыска последний происходит параллельно с нагнетанием топлива, благодаря механическому непосредственному приводу самого плунжера. У аккумуляторных вариантов солярка сначала направляется в накопитель и лишь затем попадает в форсунки. Нынешние устройства имеют управление электроникой, которые собирают информацией от множества датчиков.
Вне зависимости от используемого типа основным узлом изделия остается прецизионная пара, включающая поршень (его роль выполняет плунжер) и цилиндр (в его качестве выступает втулка).
В зависимости от конструктивных особенностей ТНВД делят на четыре типа:
- Рядные, у которых рабочие секции находится конструктивно по одной линии, а дизельное топливо подается поочередно в каждый из рабочих цилиндров мотора. Преимущество подобных ТНВД в доступности технического обслуживания и высокой ремонтопригодности, что позволяет сократить расходы на техническое обслуживание техники.
- Распределительные, у которых одна из секций устройства может подавать солярку сразу несколько цилиндров (подобные насосы могут быть двухплунжерными и одноплунжерными). Их преимущество в компактных размерах устройства, упрощая проектирование новых автомобилей. Из недостатков стоит отметить сложность в настройках работы, наличие электронных схем управления.
- Насос-форсунки позволяют полностью исключить установку классического вида насоса на автомобиль, так как здесь они в едином цельном корпусе объединяют форсунку и непосредственно насосную секцию, подающую солярку. Подобная система значительно упрощает регулировку ТНВД ЯМЗ 236 объема подаваемой солярки. Одновременно неисправность одной насос-форсунки позволяет сохранить работоспособность остальных и упростить их ремонт. Недостатком подобной системы остается высокая стоимость, а также большая чувствительность к качеству используемого дизельного топлива, что ограничивает сферу применения.
- Системы Common Rail были разработаны в конце прошлого века компанией Bosh и сегодня остаются самой популярной при оснащении транспорта на дизельном топливе. Особенность системы в наличии аккумулятора высокого давления, находящегося в общей магистрали. Туда происходит нагнетание солярки отдельным насосом, а потом под постоянным давлением непосредственно на форсунки. Этот факт позволяет быстро впрыскивать топливо в рабочий цилиндр, что делает работу мотора более производительной и мягкой. Одновременно упрощается конструкция узла, что повышает его надежность.
Основные этапы работы топливного насоса:
- Через штуцер перекачивается горючее. Деталь соединяется с трубкой пониженного давления.
- Небольшой кулачковый вал, а также пружина начинают двигаться. Поэтому поршень перемещается вверх-вниз;
- Начинает работать вал кулачка.
Он расположен внизу ТНВД ЯМЗ 238. Деталь вращается в опоре и подшипниках.
Прочный регулятор, отвечающий за перемещение, связывается с секциями агрегата через рейку, которая также вращается в нескольких втулках.
Пуск сокращается при поступательном выворачивании из рейки соответствующего болта.
Смазка и ее схема ТНВД ЯМЗ 238 следующая: центрального типа от масляной системы мотора. Масло поступает только по наддуву к поверхности корректора.
С этого места перемещается в регулятор, а затем – в кулачковый вал насоса.
Устройство ТНВД МАЗ
Насос отвечает за впрыск дизельного топлива в двигатель. Его основу составляет плунжерная пара (объединение поршня и цилиндра). Эти детали изготавливаются из высококачественной стали. Между поршнем и цилиндром минимальный зазор.
МАЗ-5551 — одна из самых распространённых моделей в стране. ТНВД у этой машины шестисекционный. Двигатель может работать в нескольких режимах. Подача топлива меняется соответственно. В действие устройство приходит за счёт вращения распределительного вала.
Шесть секций объединены в одном общем алюминиевом корпусе. Также в наличии муфта автоматического опережения впрыска. Плунжерная пара для МАЗ-5551 изготавливается из легированной стали, прошедшей специальную термическую и механическую обработку. Конструкция ТНВД всех остальных моделей МАЗ аналогична.
Регулировка ТНВД ЯМЗ 236
Для проверки рабочих параметров и функциональности топливных насосов мы используем специальный стенд. На нем определяются:
- момент впрыска топлива;
- количество подаваемого горючего;
- равномерность подачи топлива.
Для регулировки данных параметров на входе создается давления в 0,1 Па. Процесс включает настройку частоты вращения вала и момента выброса реек. Процедура является обязательной после каждого ремонта и позволяет добиться соблюдения рабочих характеристик.
Регулировка УОВТ в ЯМЗ 238
Для выставления угла опережения вбрызгивания, на кожухе вращательного колеса (маховика) есть два контрольных отверстия. А на самом вращательном колесе в двух точках нанесены ориентиры углов. Нижние указатели выражены цифрами, а боковые – буквами.
Для регулировки угла опережения вбрызгивания топлива следует открыть отверстие на кожухе маховика, крутить коленвал двигателя до выравнивания засечек на шкиве вала с корпусом распределительных шестерен или на маховом колесе с ориентиром. Получившееся значение должно соответствовать установочному углу опережения ВТ (6°–7°). Эти действия выполняются, как правило, с закрытыми клапанами в 1-м цилиндре двигателя.
Коленвал можно крутить как ключом за крепёжный болт колеса вала, так и ломиком, закреплённым за отверстия в маховом колесе.
При выравнивании отметок должны совпасть указатели «А» на торце зажимного устройства (муфте) со стрелкой указателя или с буквой «Б» на указателе. Если засечки не уровнялись, нужно продолжить регулирование.
Советы специалистов
Моментоскоп лучше всего сделать своими руками, чтобы прибор идеально подошел к двигателю. Создать устройство можно из нескольких трубок. При работе необходимо следить за плотностью постановки трубок и не допускать протечек.
Еще один важный момент – процесс накачивания солярки до момента появления в зоне видимости трубки. Накачивание производится путем вращения вала. Подъем топливной массы будет заметен во время прокручивания вала перед непосредственным подходом к элементам первого поршня. Вращение вала важно производить плавно и очень медленно.
При скользких креплениях ТНВД ЯМЗ 236 м2 важно поворачивать таким образом, чтобы впрыск топливной массы соответствовал обозначению впрыска на маховике.