Taxivsamare.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детали машин

Детали машин

Ременные передачи относятся к передачам трением (фрикционным), у которых передача мощности осуществляется за счет сил трения, возникающих между ведущим, ведомым и промежуточным звеном – упругим ремнем (гибкой связью) .
Ведущее и ведомое звено обычно называют шкивами. Этот тип передач обычно применяется для соединения валов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.

Для нормальной работы ременной передачи необходимо предварительное натяжение ремня, которое может осуществляться за счет перемещения одного из шкивов, за счет натяжных роликов или установки двигателя (механизма) на качающейся плите.

Классификация ременных передач

Ременные передачи классифицируют по различным признакам — по форме поперечного сечения ремня, по взаимному расположению валов и ремня, по количеству и виду шкивов, по количеству охватываемых ремнем шкивов, по способу регулировки натяжения ремня (с вспомогательным роликом или с подвижными шкивами).

1. По форме поперечного сечения ремня различают следующие виды ременных передач:

  • плоскоременные (поперечное сечение ремня имеет форму плоского вытянутого прямоугольника, рис. 1а) ;
  • клиноременные (поперечное сечение ремня в форме трапеции, рис. 1б) ;
  • поликлиноременные (ремень снаружи имеет плоскую поверхность, а внутренняя, взаимодействующая со шкивами, поверхность ремня снабжена продольными гребнями, выполненными в поперечном сечении в форме трапеции, рис. 1г) ;
  • круглоременные (поперечное сечение ремня имеет круглую или овальную форму, рис. 1в) ;
  • зубчатоременные (внутренняя, контактирующая со шкивами, поверхность плоского ремня снабжена поперечными выступами, входящими в процессе работы передачи в соответствующие впадины шкивов, фото ниже) .

типы ременных передач

Наибольшее применение в машиностроении имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передачу круглым резиновым ремнем (диаметром 3…12 мм) применяют в приводах малой мощности (настольные станки, приборы, бытовые машины и т. п.) .

Разновидностью ременной передачи является зубчатоременная, в которой передача мощности осуществляется зубчатым ремнем путем зацепления зубцов ремня с выступами на шкивах. Этот тип передач является промежуточным между передачами зацеплением и передачами трением. Зубчатоременная передача не требует значительного предварительного натяжения ремня и не имеет такого недостатка, как скольжение ремня, которое присуще всем прочим ременным передачам.

Клиноременную передачу в основном применяют как открытую. Клиноременные передачи обладают большей тяговой способностью, требуют меньшего натяжения, благодаря чему меньше нагружают опоры валов, допускают меньшие углы обхвата, что позволяет применять их при больших передаточных отношениях и малому расстоянию между шкивами.

Клиновые и поликлиновые ремни выполняют бесконечными и прорезиненными. Нагрузку несет корд или сложенная в несколько слоев ткань.

Клиновые ремни выпускают трех видов: нормального сечения, узкие и широкие. Широкие ремни применяются в вариаторах.

Поликлиновые ремни – плоские ремни с высокопрочным кордом и внутренними продольными клиньями, входящими в канавки на шкивах. Они более гибкие, чем клиновые, лучше обеспечивают постоянство передаточного числа.

Плоские ремни обладают большой гибкостью, но требуют значительного предварительного натяжения ремня. Кроме того, плоский ремень не так устойчив на шкиве, как клиновый или поликлиновый.

2. По взаимному расположению валов и ремня:

  • с параллельными геометрическими осями валов и ремнем, охватывающим шкивы в одном направлении – открытая передача (шкивы вращаются в одном направлении, рис. 2а) ;
  • с параллельными валами и ремнем, охватывающим шкивы в противоположных направлениях – перекрестная передача (шкивы вращаются во встречных направлениях, рис. 2б) ;
  • оси валов перекрещиваются под некоторым углом (чаще всего 90°, рис. 2в) – полуперекрестная передача ;
  • валы передачи пересекаются, при этом изменение направления потока передаваемой мощности осуществляется посредством промежуточного шкива или ролика — угловая передача (рис. 2г) .

типы ременных передач

3. По числу и виду шкивов, применяемых в передаче: с одношкивными валами; с двушкивным валом, один из шкивов которого холостой; с валами, несущими ступенчатые шкивы для изменения передаточного числа (для ступенчатой регулировки скорости ведомого вала).

4. По количеству валов, охватываемых одним ремнем: двухвальная, трех-, четырех- и многовальная передача.

5. По наличию вспомогательных роликов: без вспомогательных роликов, с натяжными роликами (рис. 2д) ; с направляющими роликами (рис. 2г) .

Достоинства ременных передач

К достоинствам ременных передач относятся следующие их свойства:

  • Простота конструкции, малая стоимость изготовления и эксплуатации.
  • Возможность передачи мощности на значительное расстояние.
  • Возможность работы с высокими частотами вращения.
  • Плавность и малый шум в работе вследствие эластичности ремня.
  • Смягчение вибрации и толчков благодаря упругости ремня.
  • Предохранение механизмов от перегрузок и ударов за счет возможности ремня проскальзывать (к передачам с зубчатым ремнем это свойство не относится) .
  • Электроизолирующая способность ремня используется для предохранения ведомой части машин с электроприводом от появления опасных напряжений и токов.

Недостатки ременных передач

Основные недостатки ременных передач:

  • Большие габаритные размеры (в особенности при передаче значительных мощностей) .
  • Малая долговечность ремня, особенно в быстроходных передачах.
  • Большая нагрузка на валы и подшипники опор из-за натяжения ремня (этот недостаток менее выражен у зубчатоременных передач) .
  • Необходимость применения устройств натяжения ремня, усложняющих конструкцию передачи.
  • Чувствительность нагрузочной способности к загрязнению звеньев и влажности воздуха.
  • Непостоянное передаточное число вследствие неизбежного упругого скольжения ремня.

Область применения ременных передач

классификация ременных передач

Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число может быть не строго постоянным (конвейеры, приводы станков, дорожных и сельскохозяйственных машин и т. п.) . Передачи зубчатым ремнем можно применять и в приводах, требующих постоянного значения передаточного числа.

Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт, но может достигать 2000 кВт и даже более. Скорость ремня v = 5…50 м/сек, а в высокоскоростных передачах – до 100 м/сек и выше.

После зубчатой передачи ременная – наиболее распространенная из всех механических передач. Часто она используется в сочетании с другими типами передач.

Геометрические и кинематические соотношения ременных передач

Межосевое расстояние a ременной передачи определяет в основном конструкция привода машины. Рекомендуемые значения межосевого расстояния (см. рис. 3) :

— для плоскоременных передач:

— для клиноременных и поликлиноременных передач:

где:
d1 , d2 – диаметры ведущего и ведомого шкивов передачи;
h — высота сечения ремня.

Расчетная длина ремня Lр равна сумме длин прямолинейных участков и дуг обхвата шкивов:

По найденному значению из стандартного ряда принимают ближайшую большую расчетную длину ремня Lр . При соединении концов длину ремня увеличивают на 30…200 мм.

геометрические параметры ременных передач

Межосевое расстояние в ременной передаче для окончательно установленной длины ремня определяют по формуле:

Угол обхвата ремнем малого шкива

Практически γ не превышает π/ 6, поэтому приближенно принимают sin γ = γ (рад) , тогда:

Для проскоременных передач рекомендуют α1150°, для клиноременных и поликлиновых передач α1110°.

Передаточное отношение ременной передачи:

где: ξ – коэффициент скольжения в передаче, который при нормальной работе равен ξ = 0,01…0,02.

Натяжные ролики в ременных передачах вариатора

Ременные передачи относятся к передачам трением (фрикционным), у которых передача мощности осуществляется за счет сил трения, возникающих между ведущим, ведомым и промежуточным звеном — упругим ремнем (гибкой связью) . Ведущее и ведомое звено обычно называют шкивами. Этот тип передач обычно применяется для соединения валов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.

Для нормальной работы ременной передачи необходимо предварительное натяжение ремня, которое может осуществляться за счет перемещения одного из шкивов, за счет натяжных роликов или установки двигателя (механизма) на качающейся плите.

Классификация ременных передач

Ременные передачи классифицируют по различным признакам — по форме поперечного сечения ремня, по взаимному расположению валов и ремня, по количеству и виду шкивов, по количеству охватываемых ремнем шкивов, по способу регулировки натяжения ремня (с вспомогательным роликом или с подвижными шкивами).

1. По форме поперечного сечения ремня различают следующие виды ременных передач:

  • плоскоременные (поперечное сечение ремня имеет форму плоского вытянутого прямоугольника, рис. 1а) ;
  • клиноременные (поперечное сечение ремня в форме трапеции, рис. 1б) ;
  • поликлиноременные (ремень снаружи имеет плоскую поверхность, а внутренняя, взаимодействующая со шкивами, поверхность ремня снабжена продольными гребнями, выполненными в поперечном сечении в форме трапеции, рис. 1г) ;
  • круглоременные (поперечное сечение ремня имеет круглую или овальную форму, рис. 1в) ;
  • зубчатоременные (внутренняя, контактирующая со шкивами, поверхность плоского ремня снабжена поперечными выступами, входящими в процессе работы передачи в соответствующие впадины шкивов, фото ниже) .

типы ременных передач

Наибольшее применение в машиностроении имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передачу круглым резиновым ремнем (диаметром 3. 12 мм) применяют в приводах малой мощности (настольные станки, приборы, бытовые машины и т. п.) .

Разновидностью ременной передачи является зубчатоременная, в которой передача мощности осуществляется зубчатым ремнем путем зацепления зубцов ремня с выступами на шкивах. Этот тип передач является промежуточным между передачами зацеплением и передачами трением. Зубчатоременная передача не требует значительного предварительного натяжения ремня и не имеет такого недостатка, как скольжение ремня, которое присуще всем прочим ременным передачам.

Читать еще:  Двигатель зетор 5201 регулировка клапанов

Клиноременную передачу в основном применяют как открытую. Клиноременные передачи обладают большей тяговой способностью, требуют меньшего натяжения, благодаря чему меньше нагружают опоры валов, допускают меньшие углы обхвата, что позволяет применять их при больших передаточных отношениях и малому расстоянию между шкивами.

Клиновые и поликлиновые ремни выполняют бесконечными и прорезиненными. Нагрузку несет корд или сложенная в несколько слоев ткань.

Клиновые ремни выпускают трех видов: нормального сечения, узкие и широкие. Широкие ремни применяются в вариаторах.

Поликлиновые ремни — плоские ремни с высокопрочным кордом и внутренними продольными клиньями, входящими в канавки на шкивах. Они более гибкие, чем клиновые, лучше обеспечивают постоянство передаточного числа.

Плоские ремни обладают большой гибкостью, но требуют значительного предварительного натяжения ремня. Кроме того, плоский ремень не так устойчив на шкиве, как клиновый или поликлиновый.

2. По взаимному расположению валов и ремня:

  • с параллельными геометрическими осями валов и ремнем, охватывающим шкивы в одном направлении — открытая передача (шкивы вращаются в одном направлении, рис. 2а) ;
  • с параллельными валами и ремнем, охватывающим шкивы в противоположных направлениях — перекрестная передача (шкивы вращаются во встречных направлениях, рис. 2б) ;
  • оси валов перекрещиваются под некоторым углом (чаще всего 90°, рис. 2в) — полуперекрестная передача ;
  • валы передачи пересекаются, при этом изменение направления потока передаваемой мощности осуществляется посредством промежуточного шкива или ролика — угловая передача (рис. 2г) .

типы ременных передач

3. По числу и виду шкивов, применяемых в передаче: с одношкивными валами; с двушкивным валом, один из шкивов которого холостой; с валами, несущими ступенчатые шкивы для изменения передаточного числа (для ступенчатой регулировки скорости ведомого вала).

4. По количеству валов, охватываемых одним ремнем: двухвальная, трех-, четырех- и многовальная передача.

5. По наличию вспомогательных роликов: без вспомогательных роликов, с натяжными роликами (рис. 2д) ; с направляющими роликами (рис. 2г) .

Достоинства ременных передач

К достоинствам ременных передач относятся следующие их свойства:

  • Простота конструкции, малая стоимость изготовления и эксплуатации.
  • Возможность передачи мощности на значительное расстояние.
  • Возможность работы с высокими частотами вращения.
  • Плавность и малый шум в работе вследствие эластичности ремня.
  • Смягчение вибрации и толчков благодаря упругости ремня.
  • Предохранение механизмов от перегрузок и ударов за счет возможности ремня проскальзывать (к передачам с зубчатым ремнем это свойство не относится) .
  • Электроизолирующая способность ремня используется для предохранения ведомой части машин с электроприводом от появления опасных напряжений и токов.

Недостатки ременных передач

Основные недостатки ременных передач:

  • Большие габаритные размеры (в особенности при передаче значительных мощностей) .
  • Малая долговечность ремня, особенно в быстроходных передачах.
  • Большая нагрузка на валы и подшипники опор из-за натяжения ремня (этот недостаток менее выражен у зубчатоременных передач) .
  • Необходимость применения устройств натяжения ремня, усложняющих конструкцию передачи.
  • Чувствительность нагрузочной способности к загрязнению звеньев и влажности воздуха.
  • Непостоянное передаточное число вследствие неизбежного упругого скольжения ремня.

Область применения ременных передач

Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания,

классификация ременных передач

Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт, но может достигать 2000 кВт и даже более. Скорость ремня v = 5. 50 м/сек, а в высокоскоростных передачах — до 100 м/сек и выше.

После зубчатой передачи ременная — наиболее распространенная из всех механических передач. Часто она используется в сочетании с другими типами передач.

Геометрические и кинематические соотношения ременных передач

Межосевое расстояние a ременной передачи определяет в основном конструкция привода машины. Рекомендуемые значения межосевого расстояния (см. рис. 3) :

— для плоскоременных передач:

— для клиноременных и поликлиноременных передач:

где: d1 , d2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов передачи; h — высота сечения ремня.

Расчетная длина ремня Lр равна сумме длин прямолинейных участков и дуг обхвата шкивов:

По найденному значению из стандартного ряда принимают ближайшую большую расчетную длину ремня Lр . При соединении концов длину ремня увеличивают на 30. 200 мм.

геометрические параметры ременных передач

Межосевое расстояние в ременной передаче для окончательно установленной длины ремня определяют по формуле:

Угол обхвата ремнем малого шкива

Практически γ не превышает π/ 6, поэтому приближенно принимают sin γ = γ (рад) , тогда:

Для проскоременных передач рекомендуют α1150°, для клиноременных и поликлиновых передач α1110°.

Передаточное отношение ременной передачи:

где: ξ — коэффициент скольжения в передаче, который при нормальной работе равен ξ = 0,01. 0,02.

Гул сразу после замены

Иногда посторонний звук, похожий на завывание, возникает после замены ремня. При этом все подшипники в хорошем состоянии. Это завывание легко спутать со свистом подшипника. Но оно пропадает, когда двигатель прогрелся. Причиной является слишком сильно натянутый ремень. Перетягивание ремня приводит к избыточным его вибрациям. В процессе работы ремень нагревается, немного увеличивается в длине и перестает издавать описанный звук. Наличие такого эффекта при исправных подшипниках практически однозначно свидетельствует от перетяге.

Вообще говоря установка нового приводного ремня производится в два этапа. Сначала ставится ремень, степень натяжения устанавливается по специальному прибору. После пробега 1000 км нужно проверить натяжение тем же прибором и подтянуть, так как ремень немного вытягивается при обкатке. Но дело это хлопотное. Потому нередко на сервисах сразу натягивают ремень немного сильнее, чем положено, с учетом того, что он немного растянется. Это и становится причиной завывания холодного ремня. Обычно оно проходит после 1000 км пробега. Но если оно не прошло, то стоит подрегулировать натяжение.

Отличить гул перетянутого ремня от свиста подшипника не всегда удается. Так что при возникновении звука можно попробовать немного ослабить натяжку (чтобы не возникло проскальзывание). Если звук исчез, проблема решена, если нет, то следует озаботиться поиском изношенного или поврежденного подшипника.

Замена и регулировка ремня заднего хода

Замена ремня заднего хода выполняется в следующей последовательности:

  1. Остановите двигатель.
  2. Рычаг управления задним приводом установите в такое положение, при котором ремень ослаблен (задний ход выключен).
  3. Снимите защитные кожухи, закрывающие механизм привода.
  4. Снимите ремень с ведомого шкива.
  5. Отверните гайку крепления приводного шкива заднего хода.
  6. Снимите шкив с вала вместе с ремнём.
  7. Выполните установку нового ремня в обратной последовательности.

Регулировка натяжения ремня заднего хода культиватора выполняется при помощи регулировочного болта возле пружины троса управления. В процессе регулировки необходимо добиться, чтобы при нажатии на рычаг заднего хода ремень натягивался и не проскальзывал на шкивах.

Обслуживание ременного привода

В сравнении с цепными приводами у которых есть проблема постоянной смазки или редукторами, у которых высокая стоимость и механические проблемы, ременные приводы являются самыми экономически эффективными и надежными для передачи мощности. Однако, эта надежность может быть получена только в том случае, если ремни и приводы должным образом обслуживаются. Возможность продолжительного срока службы свойственна каждому ремню INDFORCE. При выполнении программы планового технического обслуживания ремни и приводы будут работать безотказно в течение продолжительного срока эксплуатации. Всегда внимательно проверяйте и обслуживайте ремни и приводы — это уменьшит дорогостоящее время простоя, задержку выпуска продукции, а также ваши затраты на покупку новых ремней.

Частота проведения планового обслуживания

При планировании графика проведения планового технического обслуживания ременного привода Вам помогут следующие рекоментации:

  • Критические приводы — краткий визуальный и шумовой осмотр данных приводов необходимо проводить один раз в 1 — 2 недели.
  • Обычные приводы — для большинства приводов краткий визуальный и шумовой осмотр должен выполняться один раз в месяц.
  • Полный осмотр — остановка привода для полного осмотра ремней, шкивов и других узлов необходимо проводить один раз в 3 — 6 месяцев.

Технологическая карта планового обслуживания

1. Отключите питание двигателя привода. Исключите возможность несанкционированного пуска двигателя во время работ.

2. Установите все компоненты машины в безопасное (нейтральное) положение.

3. Снимите и осмотрите ограждение. Проверьте признаки износа или трения о детали привода. Очистите ограждение по мере необходимости.

4. Осмотрите износ и повреждения ремня. Наблюдая признаки несвойственного износа или повреждений ремня Вы сможете диагностировать возможные неполадки привода.Пометьте точкой ремень или один из ремней на приводес многоручьевыми клиновыми ремнями. Проверьте весь ремень: трещины, изношенные участки, порезы и необычные следы износа. Проверьте ремень на наличие чрезмерного нагрева. Ремни становятся теплыми во время работы, но температура не должна превышать определенных пределов. Ваша рука может терпеть около 45°C. Если ремни слишком горячие на ощупь, может потребоваться поиск и устранение неисправностей. При необходимости замените ремень.

5. Осмотрите износ и повреждения шкивов. Если с привода были сняты ремни, проверьте шкивы на наличие несвойственного износа и явных признаков повреждения. Износ не всегда виден, поэтому рекомендуем использовать калибры для шкивов для проверки V-образных канавок. На приводах с зубчатым ремнем проверьте диаметральные размеры шкива по всему диаметру, чтобы убедиться в их равенстве и соответствии допускам. Всегда проверяйте шкивы на надлежащее выравнивание и правильный монтаж. Перекос шкивов приведет к уменьшению срока службы.

Читать еще:  Оборудование для регулировки топливного насоса

Основными причинами перекоса являются:

• шкивы неправильно расположены на валах;
• вал двигателя и ведомые валы механизма не параллельны;
• шкивы имеют наклон вследствие неправильного монтажа.

Для проверки шкивов на предмет перекосов необходима поверочная линейка или, для приводов с большим межцентровым расстоянием, прочная струна. Направьте поверочную линейку или струну вдоль механически обработанных поверхностей обоих шкивов. Несовпадение отобразится в виде зазора между поверхностью шкива и поверочной линейки или струной. При использовании данного метода удостоверьтесь, что расстояние между ребром канавки и наружным ободом обоих шкивов идентично. Наклон шкивов можно также проверить спиртовым уровнем.

6. Осмотрите другие узлы привода: подшипники, валы, крепеж двигателя и направляющие натяжного шкива. Всегда проверяйте надлежащее выравнивание и смазку подшипников. Также проверьте крепеж двигателя. Убедитесь, что направляющие натяжного шкива без мусора, препятствий, грязи или ржавчины.

7. Осмотрите систему статического проводящего заземления (если используется) и замените компоненты при необходимости.

8. Проверьте натяжение ремня и отрегулируйте при необходимости. Последним этапом является проверка натяжения ремня, и, при необходимости, повторного натяжения ремня. Заметим, что повторное натяжение не рекомендуется для зубчатых ремней. В случае слишком малого натяжения, клиновые ремни могут скользить, а у зубчатых ремней происходит перескок зубьев. Правильным натяжением является самое малое натяжение при котором ремни будут передавать мощность, когда привод работает при полной нагрузке. Обычный порядок действий для проверки натяжения ремня следующий:

  • Сила, измеренная в середине пролета (t), требуемая для отклонения ремня на приводе 2 мм на пролет длиной 100 мм (зубчатые ремни) или 1 мм на пролет длиной 100 мм (клиновые ремни) от его обычного положения.
  • Если измеренная сила меньше, чем минимальная рекомендуемая сила отклонения, ремни следует натянуть.
  • Новые ремни натягиваются до тех пор, пока сила отклонения на ремень не будет как возможно ближе к максимальной рекомендуемой силе отклонения.

9. Проверьте шкивы на предмет перекоса.

10. Установите на место ограждение ременной передачи.

11. Включите питание и перезапустите привод. Осмотрите привод и послушайте — не присутствуют ли не свойственный приводу звуки.

Требования к ременному приводу при монтаже ремней

1. Клиновые ремни должны эксплуатироваться в приводах со шкивами соответствующими профилю ремня.
2. Перед установкой ремня, канавки шкивов должны быть очищены от мусора, грязи, смазки и т.п. Ремни должны устанавливаться на шкив вручную в ненапряженном состоянии без применения каких — либо инструментов. В отдельных случаях допускается применять инструменты, не имеющие острых граней, исключающие повреждение ремня и канавок шкива.
3. Валы шкивов передачи должны быть расположены параллельно, а канавки шкивов — друг против друга. Соосность шкивов проверяется специальным лазерным измерителем. Правильная соосность — гарантия долгого ресурса ремня.
4. Необходимо исключать возможность попадания смазок, растворителей и других веществ на ремни.
5. При работе ремней комплектами на одном шкиве, оси, или редукторе — в случае выхода из строя одного из ремней снимается весь комплект. Комплектация новых ремней с ремнями, бывшими в употреблении, недопустима. Ремни, бывшие в употреблении, подбираются отдельными комплектами.
6. Применения натяжных роликов в клиноременных передачах следует избегать. В случае необходимости их использования ролики рекомендуется располагать внутри контура передачи на ведомой ветви ремня. В клиноременных вариаторах натяжные ролики не должны применяться.
7. Стенки канавок шкивов должны быть гладкими без повреждений, раковин, шероховатостей.
8. Меньшее основание сечения клинового ремня не должно соприкасаться с дном канавки.
9. Натяжение ремней в эксплуатации следует периодически контролировать и регулировать, особенно в первые 48 часов работы.
10. Натяжение ремня в эксплуатации контролируют по прогибу ветви под воздействием определенной силы, вычисляемой в соответствии с условиями работы передачи.

Правила эксплуатации ременного привода

После монтажа ремня и регулировки его натяжения — ременная передача не требует какого-либо специального обслуживания. Однако, для этого следует соблюдать определенные правила:
1. Проектируя передачу, нужно учитывать возможность изменения расстояния между ременными шкивами, чтобы легко надеть и натянуть ремень для получения требуемого скольжения. Также необходимо учитывая 1,5% длины — на возможность допустимой вытяжки ремня во время работы и 1% допуск длины ремня.
2. Профиль ременного шкива должен соответствовать сечению ремня, так чтобы ремень плотно соприкасался рабочими поверхностями со стенками канавок шкива.
3. Канавки ременных шкивов должны быть гладкими, без повреждений, заусениц, выбоин, изъянов и загрязнений, прежде всего масла и смазки. Если канавки шкивов изношены или повреждены в процессе работы, если конус уменьшился, замените шкив, так как это может стать причиной повреждения ремня.
4. Нельзя использовать вещества, кулучшающие сцепление ремня со шкивом.
5. Ремни следует надевать вручную при минимальном расстоянии клиноременных шкивов. Недопустимо применение каких-либо вспомогательных инструментов.
6. Перед установкой ремня следует отрегулировать натяжение. Натяжение должно быть таким, чтобы скольжение на шкиве было не более 1%. Слишком малое натяжение вызовет чрезмерное скольжение ремней на шкиве, слишком большое — сокращение срока эксплуатации ремня, а так же ускоренный износ подшипников. После монтажа ремня, необходимо на короткое время запустить передачу без нагрузки и еще раз откорректировать натяжение.
7. Допускается параллельность осей шкивов передачи не выше 1мм на 100мм длины оси, а допуск взаимного перемещения канавок шкивов не должен превышать 0,25% межосевого расстояния.
8. Во время первых часов работы ремень будет растягиваться, что в дальнейшем потребует корректировки его натяжения. После первого часа работы под полной нагрузкой ремень удлиняется примерно на 70% величины полного допустимого удлинения, которое составляет: до 1,5% длины ремня с полиэфирным кордом и 0,5% — с кевларовым кордом.
9. Во многоручейных передачах использовать ременные блоки состоящие из специально комплектованных, согласно требуемому допуску длины ремней. В случае повреждения одного из ремней следует заменить весь блок ремней. Не рекомендуется соединять в блоки ремни разных производителей.
10. Проверять и регулировать натяжение ремней в условиях нормальной работы.
11. Обеспечить защиту ременной передачи защитным кожухом.

12. В случае загрязнения клиновых ремней, допускается их очистка глицериноспиртовой смесью в пропорции 1:10. Запрещается употреблять другие химические средства. Для очистки ремней запрещается употреблять острые предметы (проволочные щетки, абразивная бумага и т.д.), чтобы предотвратить механическое повреждение ремня.

Испытание на усталость

(ISO 11749:2014, Belt drive — V-ribbed belts for the automotive industry — Fatigue test, IDT)

Москва Стандартинформ 2017

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 «Продукция нефтехимического комплекса»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2017 г. № 772-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 11749:2014 «Ременные приводы. Поликлиновые ремни для автомобильной промышленности. Испытание на усталость» (ISO 11749:2014 «Belt drives — V-ribbed belts for the automotive industry — Fatigue test», IDT).

Международный стандарт разработан подкомитетом SC 1 «Трение» Технического комитета по стандартизации ISO/TC 41 «Шкивы и ремни (в том числе клиновые)» Международной организации по стандартизации ISO.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены 8 дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Ns 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Читать еще:  Проверка и регулировка тнвд грузового автомобиля

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕМНИ ПРИВОДНЫЕ ПОЛИКЛИНОВЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Испытание на усталость

Drive V-ribbed belts for the automobiles. Fatigue test

Дата введения — 2019—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает динамический метод испытания на усталость для контроля качества поликлиновых приводных ремней (сечения РК), предназначенных для приведения в действие вспомогательного оборудования, используемого в автомобилях.

Размеры ремней и соответствующих шкивов установлены в ИСО 9981.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

ISO 683-1. Heat-treatable steels, alloy steels and free-cutting steels — Part 1: Non-alloy steels for quenching and tempering (Термообработанные, легированные и автоматные стали. Часть 1. Нелегированные стали для закалки и отпуска)

ISO 6508-1, Metallic materials — Rockwell hardness test — Part 1: Test method (scales А, В, C, D, E, F, G, H, K, N, T) (Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания (шкалы А, В, С, D, Е, F, G, Н, К, N, Т)]»

ISO 9981:1998, Belt drives — Pulleys and V-ribbed belts for the automotive industry — PK profile: Dimensions (Ременные приводы. Шкивы и поликлиновые ремни для автомобильной промышленности. Профиль РК. Размеры)

3 Сущность метода

Определяют рабочие характеристики ремня при определенных условиях на испытательном стенде с двумя, тремя или четырьмя шкивами, описанном в разделе 4.

Длина самого короткого клинового ремня, который может быть испытан на испытательном стенде с четырьмя шкивами (см. рисунок 1), составляет приблизительно 1000 мм. Ремни длиной от 800 до 1000 мм включительно можно испытывать на испытательном стенде с тремя шкивами (см. рисунок 2). Более короткие ремни испытываютна испытательном стенде с двумя шкивами (см. рисунокЗ), какописано в 6.2.1.2.

* Действует ИСО 6508-1:2016 «Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания» (ISO 6508-1:2016, «Metallic materials — Rockwell hardness test— Part 1: Test method). Однако дпя однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.

Между изготовителем и потребителем должны быть согласованы условия, включая передаваемую мощность, минимально допустимый срок службы ремня в часах и число повторных натяжений ремня.

Обрыв ремня происходит, когда ремень не удовлетворяет согласованным условиям.

1 — ведомый шкив (блок поглощения мощности): 2 — натяжной шкив, устанавливают скользящим; 3 — шкив обратного прогиба: 4 — направление регулировки ведомого шкива; 5 — направление вращения; 6 — усилие натяжения ремня, приложенное к натяжному шкиву; 7 — направление регулировки узла натяжного шкива и его кронштейна

Примечание — Угол, обозначенный знаком равенства (=), задан для начального расположения шкивов и может незначительно меняться при повторном натяжении в течение испытания.

Рисунок 1 — Расположение шкивов для испытательного стенда с четырьмя шкивами

4 Аппаратура

4.1 Динамический испытательный стенд прочной конструкции, все детали которого должны выдерживать практически без отклонений прикладываемые нагрузки.

Испытательный стенд должен включать следующие детали (см. рисунки 1,2 и 3).

4.1.1 Ведущий шкив и подходящий механизм для приведения его в движение.

4.1.2 Ведомый шкив, к которому подключен соответствующий блок поглощения мощности (4.1.3).

4.1.3 Блок поглощения мощности, точный и калиброванный.

4.1.4 Система регулирования температуры.

4.1.5 Шкив обратного прогиба, только для испытательного стенда с четырьмя шкивами (см. рисунок 1).

4.1.6 Устройство для натяжения ремня:

8 Угол 45° задан для начального расположения шкивов и может незначительно меняться при повторном натяжении в течение испытания.

1 — ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 — натяжной шкив, устанавливают скользящим; 3 — направление регулировки ведомого шкива. 4 — направление вращения; 5 — усилие натяжения ремня, приложенное к натяжному шкиву;

б — направление регулировки узла натяжного шкива и его кронштейна

Рисунок 2 — Расположение шкивов для испытательной машины с тремя шкивами

a) для испытательного стенда стремя или четырьмя шкивами используют шкив обратного прогиба и натяжной шкив (см. рисунки 1 и 2);

b) для испытательного стенда с двумя шкивами используют подвижный шкив (см. рисунок 3).

Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах ±15′ от плоскости, проходящей через центр каждого шкива.

Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах ± 15′ от плоскости, проходящей через центр каждого шкива.

4.1.7 Устройство для определения проскальзывания ремня сточностьюдо ± 0,1 %. Расположение шкивов и направления вращения показаны на рисунках 1,2 и 3.

Для учета разных длин ремней положения соответствующих ведущего и ведомого шкивов, натяжного шкива и его кронштейна (для испытательного стенда с тремя шкивами), а также шкива обратного прогиба (для испытательного стенда с четырьмя шкивами) должны быть регулируемыми для настройки расположения шкивов под каждую длину ремня.

Для приложения необходимого усилия и получения необходимого натяжения ремня натяжной шкив и его держатель при необходимости должны иметь возможность свободно скользить в кронштейне вдоль пинии приложения усилия натяжения.

1 — ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 — направление регулировки подвижного шкива (способ фиксации на месте); 3 — усилие натяжения ремня, приложенное к подвижному шкиву

Рисунок 3 — Расположение шкивов для испытательной машины с двумя шкивами

Для испытательного стенда с четырьмя шкивами линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе углов обхвата натяжного шкива и шкива обратного прогиба и должна лежать в плоскости, проходящей через центр шкивов (см. рисунок 1).

Для испытательного стенда с тремя шкивами линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе угла обхвата натяжного шкива через ось его центра и лежать в плоскости, проходящей через центр натяжного шкива (см. рисунок 2).

Конструкция испытательного стенда с двумя шкивами должна обеспечивать перемещение одного из шкивов (ведомого или ведущего) для настройки расположения шкивов под длину ремня до 800 мм. Должен быть предусмотрен способ фиксации подвижного шкива в положении при заданном натяжении ремня. Для приложения необходимого усилия и получения натяжения ремня линия приложения усилия натяжения должна проходить по оси через центры ведомого и ведущего шкивов и должна лежать в плоскости, проходящей через их центры (см. рисунок 3).

4.2 Испытательные шкивы должны быть из стали по ИСО 683-1 с твердостью поверхности 55 HRC по ИСО 6508-1. Шероховатость поверхности канавки, определяемая как среднеарифметическое значение отклонения профиля Ra, должна быть менее 0,8 мкм.

Характеристики испытательных шкивов приведены на рисунке 4, размеры — в таблице 1 (см. ИСО 9981:1998).

Фактическая конфигурация профиля вершины клина может быть любой в пределах между указанными максимальными и минимальными значениями. Любая конфигурация должна иметь радиус перехода rt, соответствующий минимальной дуге 30‘, касательной кбоковой стенке канавки (в соответствии с ИСО 9981).

Радиальные и осевые биения не должны превышать 0,25 мм полного показания индикатора (TIR). Биение в двух направлениях измеряют по отдельности при испопьзовании шарика, установленного под давлением пружины для обеспечения контакта с канавками при вращении шкива.

Канавка шкива должна иметь шероховатость поверхности Ra не более 0,8 мкм (т. к. данный шкив является испытательным, было зафиксировано данное значение). Определения и метод измерения — по стандарту [1] и ИСО 468*.

Описанная практика устранения слабого натяжения ремня характерна на ВАЗ 2114 для двигателя 1,5 л. с.

Имеется также опыт, как должен быть натянут ремень генератора на двигателе мощностью 1,6 л. с. Перед самим процессом натяжения надо приготовить, кроме ключа на «13», еще и ломик или монтажку.

Установив машину и получив доступ к электрогенератору, надо ослабить гайку крепления генератора на регулировочной рейке. Затем установить монтажку между корпусом двигателя и электрогенератором. С помощью полученного рычага сдвинуть корпус генератора по рейке в сторону передка машины и проверить натяжение. Если натяжение окажется в допустимых пределах требуется затянуть крепежную гайку на рейке, закрепив тем самым корпус электрогенератора в новом положении. Проверка правильности установки ременной передачи в этом случае производится в той же последовательности, что и при регулировках ременной передачи на двигателе мощностью в 1,5 л. с.

При обнаружении перетяжки ремня электрогенератора порядок действий водителя в основном такой же как и при большом прогибе. Только, когда гайка на регулировочной рейке будет ослаблена, надо будет двигать корпус генератора по рейке от себя, чтобы ослабить натяжение и добиться допустимого прогиба.

Если будет обнаружено загрязнение или замасливание элементов привода электрогенератора, то в этом случае необходимо на холодном двигателе ослабить ремень и, осторожно передвигая его, промыть и просушить. Затем произвести натяжку, согласно инструкции или видео:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector